Источники информации

Одежда для тенниса,  футболки, шерты, комплекты - для мальчиков >>>
Одежда для девочек -  платья, футболки, шерты   >>>

Ориентация босса - JО руководстве коллективом

Ориентация босса

Работая в отделе кадров, мне часто приходится отвечать на вопрос: «А сможет ли этот человек эффективно руководить?». Так получается, что при назначении нового начальника руководство компании учитывает его опыт, стаж работы, образование, профессионализм, свои личные симпатии и антипатии. Проводят разведку боем среди коллег «кандидата на портфель» с вопросом – «Как он вам? Что за человек?». И неясным остается только один аспект – сможет ли этот человек управлять другими.

Нередко так получается, что профессионал, знаток своего дела, добрейшей души человек почему-то ни в грош ни ставится подчиненными, а другой, с меньшим опытом, жесткий и принципиальный, почему-то быстро завоевывает авторитет среди своих сотрудников.

Большинство авторов выделяют два основных типа руководства коллективом – авторитарный и демократический. При этом считается, что авторитарный стиль проигрывает демократическому, что при демократическом стиле руководства подчиненные лучше раскрывают свои таланты, более креативны, а климат в коллективе лучше.

К сожалению, в реальной жизни руководителей невозможно втиснуть в узкие рамки авторитарного или демократического стиля управления.

Несколько лет наблюдая за начальниками, беседуя с ними до назначения на должность и после того, как это событие свершилось, опрашивая подчиненных, которым достался тот или иной руководитель, используя при психологическом отборе руководящих кадром различные методики, я пришла на данный момент к собственной классификации руководителей.

В основе ее лежит … ориентация начальника.

Классификация ориентиров в принципе известна. В работе руководителя есть три основных вектора: он сам (его амбиции, стремления), выполнение поставленной задачи и благополучие коллектива, которым он руководит. В зависимости от того, какой вектор преобладает, формируется тот или иной стиль управления.

 

Тип 1.

Агрессивно-эгоцентричный. Резко преобладает вектор «Я сам», вторым по выраженности является вектор «Задача», на последнем месте  – «Коллектив».

На первом месте стоят исключительно собственные амбиции. Что бы он ни делал – он делает исключительно для того, чтобы потешить собственное самолюбие, повысить свой статус и соответственно собственную значимость в глазах других. Исключительный карьерист. Редко испытывает искреннюю любовь к кому-либо кроме себя. Собаку и жену любит в основном за преданность. Не обязательно брутальный, но неприятный в общении. Поскольку карьера напрямую зависит от качества выполненной работы, требователен и принципиален, не щадит подчиненных, успехи отдела приписывает себе лично. Никогда не говорит подчиненным спасибо, искренне возмущается, если кто-либо из подчиненных оказывается чем-то недоволен. Считает, что сотрудники должны гордиться тем, что работают под его руководством. Применят преимущественно карательные мероприятия, до поощрений снисходит редко, и то в случае хорошего настроения и чьего-то совета. В целом крайне болезненно воспринимает советы и критику. Нередко проявляется паранойя – полагает, что его хотят сместить с должности, подставить, в связи с чем пристально следит за тем, с кем общаются его подчиненные. Общение с конкурентами или более длительная, чем обычно беседа с сотрудниками другого отдела воспринимаются как предательство. Взаимоотношениями в коллективе не интересуется, полагая, что психологический климат – это бесполезный термин, придуманный психологом организации.

До назначения на должность обычно держится крайне напряженно, потому что очень хочет должностью обладать. С будущими подчиненными изначально держит дистанцию, иногда ЄAaорываются повелительные нотки. Дает высокие показатели по шкале «Коммуникативной толерантности», поскольку в целом мало терпим к людям. На критику реагирует болезненно, советы обрывает либо едва сдерживается. По отношению к вышестоящим лицам держится бодро как пионер на присяге – «Всегда готов». С коллегами в коллективе, не будучи руководителем, в основном поддерживает формальные отношения, сослуживцы мало могут о нем рассказать, в основном преобладает такая характеристика как «нервный».

Эффективность: низкая. Подчиненные боятся и порой ненавидят. Шушукаются в кулуарах, придумывают прозвища, радостно потирают руки при любом его провале. Стараются уволиться или перевестись в другой отдел или филиал. Бывает, пишут анонимки вышестоящему звену. Работать не хотят, с отвращением выслушивают критику. На работу приходят без удовольствия, с удовольствием собираются только за кофе, чтобы в очередной раз обхаять шефа. В целом чаепития и перекуры, не смотря на жесткие запреты, занимают большую часть рабочего времени. В целом в коллективе ситуация нестабильная, если не считать стабильной сплоченности против начальника.

 

Тип 2.

Тревожно-эгоцентричный. Также резко преобладает вектор «Я сам», затем с небольшим отрывом – вектор «Коллектив», на последнем месте – «Задача».

Как и у первого типа, на первом месте собственные амбиции. Боится за свою карьеру, до дрожи в коленках стремится к начальственному креслу. Преобладает страх ответственности и желание властвовать. Из-за страха значительную роль отводит коллективу. Старается быть включенным в коллектив, потому что вместе не так страшно бояться. В случае успеха все лавры пожинает сам, в случае провала – разделяет неудачу с коллективом, при этом ответственность за ошибки возлагает на подчиненных. Боится распада коллектива, поэтому также рьяно следит за тем, с кем общаются его подчиненные. Шаг влево – шаг вправо воспринимаются как провокация. Отношения с подчиненными неровные. То начальник угодливо расшаркивается и заискивающе смотрит в глаза, то визгливо приказывает, не поясняя очевидной нелепости указаний.

До назначения обычно тоже крайне напряжен. С будущими подчиненными, ровно как и с вышестоящим руководством заискивает. Стареется ничем не проявить своего  интереса к предстоящей должности, но при обсуждении темы о кандидатах на эту должность начинает нервно смеяться.  Коллеги в основном характеризуют его как «зануду».  В работе дотошен, но исключительно потому, что боится быть наказанным.

Эффективность: невысокая. Плюс в том, что благодаря страху и дотошности сам старается повысить производительность отдела. Однако методы, которыми он этого добивается, как правило, идут вразрез с чувствами коллектива. Подчиненные быстро начинают посмеиваться над начальником, в серьез особо не воспринимают, однако по-человечески жалеют, поэтому так-сяк, но работу делают. Сплоченность коллектива падает, часто сотрудники переводятся в другие отделы или увольняются.

 

Тип 3.

Попустительский. Резко преобладает вектор «Коллектив», затем вектор «Я сам», на последнем месте – «Задача».

Довольно редко встречающийся тип руководителя, но имеет место быть. Для него главное – «относиться по-человечески». Потому что главное для него – оставаться хорошим человеком и товарищем в глазах подчиненных. При этом под «человечностью» понимаются тотальные уступки сотрудникам. Все просьбы удовлетворяются, не существует никаких запретов на время  чая, кофе, перекуров и задушевных бесед. Сам с удовольствием принимает в них участие.